Услуги электролаборатории,
производство электрических щитов,
электромонтажные работы

8 (423) 2-621-100 (многоканальный)

Точно

и надежно!

Узнать больше

Главная \ Узнать больше

Проблемы повышения энергоэффективности и улучшения энергосбережения не новы для российской экономики, но наиболее остро они проявляются в последние годы и связаны не только с постепенным исчерпанием важнейших природных ресурсов, по большинству запасов которых Россия лидирует в мире, но и с потерей конкурентоспособности и эффективности.

Для решения перечисленных проблем в области энергоэффективности и энергосбережения в нашей стране в разные годы были приняты и утверждены различные программные документы, в том числе федеральные законы, в которых отражены основные направления формирования энергосберегающей политики в России, определены критерии и показатели энергетической эффективности. Наиболее важным в них является то, что все производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета таких ресурсов, а также то, что в этих документах устанавливаются меры административного и экономического воздействия на всех энергопотребителей российской экономики за непроизводительное и неэффективное использование энергетических ресурсов.

Кроме того, в этих документах определен комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности, в том числе поддержка инвестиционной деятельности с использованием льготного налогообложения, софинансирование соответствующих региональных и муниципальных программ и т.д.

Среди наиболее важных в этой области следует отметить следующие документы.

1. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее – Стратегия),

которая определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей. Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. В Стратегии приводится характеристика внутренних и внешних вызовов предстоящего долгосрочного периода. Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года перехода на инновационный путь развития экономики. При этом гарантированное удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы должно быть обеспечено с учетом ряда требований, среди которых: трансформация структуры экономики страны в пользу менее энергоемких отраслей; переход страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики (как топливной, так и нетопливной) и смежных отраслей; необходимость повышения энергоэффективности и снижения энергоемкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии); последовательное ограничение нагрузки топливно-энергетического комплекса на окружающую среду и климат путем снижения выбросов загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, а также эмиссии парниковых газов, сокращения отходов производства и потребления энергии.

Главный внешний вызов для страны заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в повышение эффективности ее внешнеэкономической деятельности и усиление позиций России в мировой экономической системе.

Главной целью Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора, адекватного как потребностям растущей экономики страны в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России и обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны. В Стратегии подчеркивается, что основными проблемами в сфере энергетической безопасности (одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны) являются:

  • высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (в электроэнергетике и газовой промышленности – почти 60%, в нефтеперерабатывающей промышленности – 80%);

  • низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса;

  • высокая зависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53%;

  • несоответствие производственного потенциала топливно-энергетического комплекса мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;

  • слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

2. Федеральный закон от 23.11.2009№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации» (далее – Федеральный закон№ 261-ФЗ).

Как следует из названия указанного закона, его основные положения связаны с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в России, регулируют отношения в этой сфере и распространяются на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Целью Федерального закона № 261-ФЗ является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В Федеральном законе № 261-ФЗ подчеркивается, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должно осуществляться путем установления:

1) требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов;

2) запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;

3) обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

4) требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

5) обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

6) требований к энергетическому паспорту;

7) обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

8) требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд;

9) требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

10) требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

11) основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

13) обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

14) порядка исполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 261-ФЗ;

15) иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Значительное место в тексте Федерального закона № 261-ФЗ отведено требованиям энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, которые, за некоторым исключением, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

3. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (далее – Программа).

Она включает девять подпрограмм по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в основных видах деятельности, среди которых промышленность, сельское хозяйство,транспорт, жилищный фонд и др.

Цели Программы – снижение за счет реализации ее мероприятий энергоемкости ВВП Российской Федерации на 13,5%, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40% в 2007–2020 гг., формирование в России энергоэффективного общества.

Основаниями для разработки Программы и ее последующего принятия послужили характеристика текущего состояния сферы энергосбережения, ее неразвитость и отставание, неэффективный уровень использования энергии в Российской Федерации.

В частности, в Программе подчеркивается, что более 90% мощностей действующих электростанций, 83% жилых зданий, 70% котельных, 70% технологического оборудования электрических сетей и 66% тепловых сетей было построено еще до 1990 г. Около четверти используемых в настоящее время бытовых холодильников было приобретено более 20 лет назад. Все это серьезно сдерживает процесс энергосбережения и энергоэффективности. Низкая энергетическая эффективность порождает низкую конкурентоспособность российской промышленности. При приближении внутренних цен на энергетические ресурсы к мировым российская промышленность может выжить в конкурентной борьбе только при условии значительного повышения энергетической эффективности производства. В Программе отмечается, что длительное сохранение разрыва в уровнях энергетической эффективности с передовыми странами недопустимо. Сохранение высокой энергоемкости российской экономики приведет к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения эффективности использования всех видов энергетических ресурсов. И здесь многое будет зависеть от научной и инновационной деятельности в области энергоэффективности и энергосбережения.

В Программе признается, что формирование в России энергоэффективного общества – это неотъемлемая составляющая развития экономики России по инновационному пути, что энергосбережение и повышение энергетической эффективности следует рассматривать как один из основных источников будущего экономического роста, который до настоящего времени был задействован лишь в малой степени.

Особая важность приоритетного направления, связанного с энергоэффективностью и ресурсосбережением, состоит в его масштабности, в том, что оно затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов и при этом требует государственного регулирования, высокой степени координации действий и усилий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и всех граждан, т.е. всего того, чего сейчас не хватает и вследствие чего все усилия, направленные на решение проблем повышения энергоэффективности и улучшения энергосбережения, пока не приносят желаемого эффекта.

Среди основных задач Программы нужно выделить следующие:

1) существенное снижение доли энергетических издержек, уменьшение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости российской экономики;

2) снижение выбросов парниковых газов, а также вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения;

3) формирование целостной и эффективной системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности на основе комплексного развития инфраструктуры, обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пропаганды и внедрения системы энергетического менеджмента;

4) реализация механизмов, стимулирующих энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающих активизацию деятельности как населения, так и бизнеса по реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) повышение объемов внедрения разработок российских научных организаций и высших учебных заведений, а также продукции российских производителей при реализации проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) сохранение и расширение потенциала экспорта энергетических ресурсов и доходной части федерального бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке.

Данная Программа будет реализовываться в 2011–2020 гг. в два этапа: I этап – 2011–2015 гг. и II этап – 2016–2020 гг.